Сергей Саков

Тихо! Здесь бьётся сердце холостяка!
Забыли?
Регистрация
» » Крым. Храм пророка Илии. Свято-Ильинская церковь.

Крым. Храм пророка Илии. Свято-Ильинская церковь.

447 0

Храм пророка Илии находится сегодня в первой десятке Крымских святынь.


Крым. Храм пророка Илии. Свято-Ильинская церковь.

Главной реликвией храма пророка Илии была древняя мраморная купель сделанная из капители колонны языческого храма. Привезена она была из Константинополя, а изготовлена из мрамора с острова Проконес, что на Мраморном море. Купель эта более чем пятнадцативековой древности, так как датируется 4 или началом 5 веков.

В 1787 году для Крыма была учреждена викарная Феодосийская епархия, которая явилась продолжением бывший здесь ранее епархии Греческой. Епископам Крымской епархии был дан титул Феодосийских и Мариупольских. Первым архиереем новосозданной епархии стал епископ Дорофей (Возмуйлов), грек по происхождению. В кафедральном соборе Феодосийской епархии, которым в то время являлась греческая Введенская церковь Феодосии, служили на лучшем вине, изготовляемом в деревне Козы. Именно там, недалеко от Свято-Ильинского храма, преосвященному Дорофею было отведено 16 виноградных садов. А для его преемника, епископа Моисея (Гумилевского), в 1790 году уже было велено отпускать по 300 ведер готового Козского вина.

В первой половине 19 века деревня Козы принадлежала русской помещице Марие Александровне. Будучи православной христианкой, она становилась крёстной матерью почти у всех новорождённых девочек своего села. Таинство крещения совершали в Судаке, сначала в крепостном храме святого апостола Матфея, затем в новой Покровской церкви. Вплоть до 1829 года в метрическую книгу записывали только одного крёстного: для мальчика мужчину, для девочки женщину. Двух восприемников стали писать лишь с 1830 года. Помещик селения Козы - Александр Александров также не раз воспринимал из святой купели деревенских мальчишек.

Крым. Храм пророка Илии. Свято-Ильинская церковь.

После 1833 года в метрических книгах судакского храма всё чаще и чаще встречаются русские фамилии жителей Коз: Павлов, Егоров, Александров, Иванов, Костров, Варнов, Семенченко, Шпаретов, Шарандов...
Почти каждая третья треба (Крещение, Венчание, погребение) совершается для жителей Коз и Токлука (сейчас Богатовки).
В середине 19 века на имя архиепископа Херсонского и Таврического пришло прошение от жителей города Симферополя, Бахчисарая, местечка Алушты и прочих соседних городов и селений. В нём крымские жители просили восстановить десять наиболее почитаемых в народе святых мест. На пятом месте стояла Козская церковь святого пророка Ильи.

Позже член Таврической учёной архивной комиссии А.И. Маркевич написал, что Свято-Ильинская церковь действительно обратила на себя внимание архиепископа Иннокентия, который предполагал её реставрировать. К сожалению, этому помешала внезапная смерть архиепископа в 1857 году.

Даже когда православные жители покидали деревню Козы, и древний храм приходил в запустение, о нём не забывали добрые люди. После выхода из Крыма греков (в 1778 году деревню Козы покинули 74 православных грека: 38 мужчин и 36 женщин), Свято-Ильинская церковь благоговейно охранялась одним почтенным семейством, а в конце 19 века за ней смотрел некий Иван, который открывал храм для всех желающих.

В те годы, накануне праздника Святого Пророка Илии в Козы приезжал наместник Кизилташского мужского монастыря иеромонах Маркиан с братией. Служили Всенощное бдение, причащали тяжелобольных на дому, крестили, освящали дома...

Так зарисовал Свято-Ильинский храм российский художник Дмитрий Струков в 1871 году.

Крым. Храм пророка Илии. Свято-Ильинская церковь.

1. Храм.
2. Деревянный иконостас с царскими и северными дверями.
3. Алтарь.
4. Престол из каменных плит, две стоят на ребре, прислонённые к восточной стене, а третья плита, имеющая вверху впадину, положена на первые две плиты.
5. Жертвенник в глубине стены.

Крым. Храм пророка Илии. Свято-Ильинская церковь.

Комментариев пока нет, добавьте свой!